Как мы уже писали ранее, в следующем году купертиновцы планируют всерьез расширить расходную базу. Однако кроме рекламы и научных исследований увеличение трат коснется облачного сервиса iCloud и сегмента ритейла. Поклонники «фруктовой компании» могут ликовать: Apple станет к ним ближе в буквальном смысле этого слова.
В целом расходы будут повышены почти вдвое – с $4.6 миллиардов в этом году до $8 миллиардов в будущем. Из них на ритейл будет потрачено почти $1 миллиард против $600 миллионов в этому году.
Здесь надо напомнить, что все финансовые данные берутся из единственного доступного источника – так называемой формы 10-K, обязательного отчета, который в конце каждого года Apple, как и любая другая крупная компания, готовит специально для Комиссии по ценным бумагам и биржам. Процедура эта вроде как формальная, но мы-то с вами понимаем, откуда ноги растут.
Но вернемся к фирменным магазинам Apple – зачем им увеличивать расходы на открытие новых магазинов? На мой взгляд, это связано со стратегической целью компании усилить свое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе (под которым Apple понимает в первую очередь Большой Китай, включающий в себя КНР, Гон-Конг и Тайвань) на фоне плохих результатов в Японии. Фактически поляризация этих рынков для «Яблока» длится уже 3 года.
Шутка ли: если в 2009 году чистая выручка в Японии была $2.2 миллиарда, то в АТР (читай, в Китае) уже чуть более $3 миллиардов; в 2010 году эти показатели были уже $4 и почти $8 миллиардов соответственно, а в 2011-ом – и вовсе $5.4 миллиардов против $22.5 миллиардов. В процентном соотношении трехлетний рост в Японии упал с 75% в 2009-2010 годах до 37% в 2010-2011 годах, тогда как в АТР процентное соотношение составило соответственно 160% и 174%; понятно, на кого нужно ставят.
Более того, сам Тим Кук подчеркивал важность Большого Китая для Apple, назвав экономический прогресс в этом регионе «невероятным». Действительно, за IV финансовый квартал тамошние продажи принесли купертиновцам $4.5 миллиардов, или 16% от общего числа квартальной выручки компании, что сделало Большой Китай рынком №2 для Apple после США. Пока в Большом Китае у компании всего 6 фирменных магазинов (в Европе, например, их 64), при этом, китайские магазины Apple уже стали самыми посещаемыми.
Но не стоит забывать и про запущенный совсем недавно бесплатный облачный сервис iCloud, для нужд которого в Северной Каролине уже строится грандиозный дата-центр. Рядом с центром расположится солнечная электростанция, которая будет вырабатывать для него электричество. Хотя данные по расходам на новый сервис в 10-K купертиновцы так и не огласили, судя по сделанным с места стройки фотоснимкам Apple рассчитывает занять место в набирающей популярность сфере облачных вычислений.