Главная Из истории Эволюция iOS. Часть 1

Эволюция iOS. Часть 1

0

История iOS уже насчитывает 5 поколений, за это время она очень серьезно изменилась, как по функционалу, так и внешне, а местами даже идеологически. Самое время посмотреть на ретроспективу развития самой популярной мобильной ос в мире, чем и озадачились редакторы портала Verge. C переводом результата их работы, мы вам и предлагаем ознакомиться.

Эволюция iOS. Часть 1

Рождение iPhone — iOS 1.0
Эволюция iOS. Часть 1Хотя сейчас это трудно представить, но первый iPhone был вне конкуренции, когда речь заходила о сравнении его функционала с аналогами. Windows Mobile, Symbian, Palm OS и даже BlackBerry были платформами, основанными в одном, 2007 году, с обширным массивом функций. Первый iOS, в свою очередь, не поддерживал 3G, MMS, Push e-mail, мультизадачность, голосовой набор, сторонние приложения и работу с документами Office. Вы не могли копировать или вырезать текст, добавлять файлы к письмам электронной почты, настраивать основной экран или использовать тетеринг. Первый айфон скрывал системные файлы и вообще был почти полностью заблокирован для хакеров и девелоперов.

Однако все эти недостающие возможности почти ничего не значили, и большинство людей это знали. Вместо того, чтобы конкурировать в спецификации, купертиновцы сосредоточились на общем опыте использования смартфона. Они сосредоточились на скорости, согласованности в работе приложений и внедрении нескольких возможностей, радикально отличавшихся от тех, что обычно предлагали смартфоны в 2007-ом. Хотя и очевидно, что iOS 1.0 содержал большое количество инноваций, я без сомнений заявляю, что по крайней мере 3 из них были действительно революционными для отрасли мобильных устройств.

Эволюция iOS. Часть 1Основной интерфейс пользователя iOS. До iOS смартфоны оснащались резистивными сенсорными экранами со стилусами, если оснащались вообще. iPhone изменил эту ситуацию своим емкостным тачскрином. Но что важнее, Apple изящно соединил вместе новые аппаратные возможности с новой же пользовательской моделью интеракции, которая была одновременно простой и гораздо более мощной, чем все предшествующие подобные системы. Убрав механическую клавиатуру, Apple сделала прикосновение пальца основой пользовательского взаимодействия со смартфоном. Apple также довела до совершенства функции Pinch-to-zoom и сделала удобный инерционный скроллинг, что сделало работу с приложениями более натуральной и непосредственной. Скорость и «прямота» iOS 1.0 восхищали, и восхищают до сих пор.

Мобильный веб-браузер Safari. Новая система мультитач так же нашла свое применение в работе с веб-браузером iOS. Это, в чем потом хвастливо признался Джобс, на несколько лет опережало все разработки конкурентов. Да, широко известно, что Safari никогда не поддерживал Flash, но он стал первым мобильным веб-браузером, который выглядел, как настоящий веб-браузер для персональных компьютеров. Там, где другие привычные для тех времен мобильные браузеры обрезали, переформатировали или просто разрушали внешний вид веб-страницы, мобильная Safari отображала страницу полностью, баз каких-либо искажений, предлагая к тому же возможности зума и скроллинга, возможности, которые в то время были непревзойденными.

Эволюция iOS. Часть 1«Широкоформатный» iPod. Ко времени запуска iPhone, Apple уже использовала и без того массивную экосистему, состоящую из iTunes и iPod для обеспечения «информационного узла» в ОС. Для тех, кто в то время слушал музыку, эта возможность не была в пятерке популярных функций их смартфона, но функционал iPod, добавленный в iOS 1.0, сделал айфон убийцей музыкального плеера; возможность, с готовностью и восторгом принятую конечными пользователями.

iOS 1.0 также привнесла несколько приложений, которые обогнали свое время и стали впоследствии основой платформы.

Приложением Google Maps было потрясающе проще использовать в iPhone, чем на любой другой платформе. Купертиновцы по максимуму использовали новый функционал технологии мультитач, чтобы сделать работу приложения плавной и быстрой, но, что важнее, управление приложением было было интуитивно и естественно, что в корне отличалось от аналогичного сервиса для ПК.

Визуальная голосовая почта была умным трюком, позволявшим пользователю переключаться с одного голосового сообщения на другое без необходимости выслушивать бесконечные голосовые подсказки автоответчика. Она также показало умение Apple заключать сделки с поставщиками. Визуальная голосовая почта стала сигналом того, что Apple, а не производитель «железа», был главным поставщиком пользовательского опыта.

iTunes Sync — еще одна недооцененная сегодня возможность. Для всех тех, кто боролся с программой HotSync Palm или ActiveSync Microsoft, могут оценить, что простая и надежная десктопная синхронизация была очень важна. Это также стало примером того, что Apple обладает способностью взять сложные опции, от которых у других компаний и пользователей постоянно болит голова, и упростить их до точки незаметности.

Виртуальная клавиатура в iOS 1.0 была, возможно, первой действительно практичной подобной клавиатурой, на которой можно было без особых трудностей набирать текст пальцами. Да, системы вроде Graffiti в Palm OS или сторонние расширения вроде FitalyStamp позволяли вводить текст стилусом, но парадигма iOS о том, что клавиатура должна появляться только тогда, когда она нужна и освобождать дополнительное пространство на экране в остальное время, была более важным шагом вперед для всего рынка смартфонов.

Я потратил довольно много времени на похвалы платформе iOS 1.0, и она этого заслужила. Тем не менее, она имела и много недостатков. Самым большим из них было то, что iOS 1.0 не поддерживала сторонние приложения. В Apple попытались заполнить этот пробел с помощью веб-приложений, но в 2007 году HTML-приложения не были готовы к таким запросам, качество, да и количество приложений оставляло желать лучшего. Некоторые (в том числе ваш покорный слуга) даже утверждали, что iPhone не может с технической точки зрения называться смартфоном, так как он не предлагает платформу для разработки за пределами веб-браузера. iOS 1.0 также предоставлял пользователю только одну форму мультизадачности: проигрывание музыки в фоновом режиме. Мультизадачность не была так уж успешна на других мобильных платформах, но работала на многих из них, и отсутствие подобной опции на iOS было заметно.

Эволюция iOS. Часть 1
iOS ввела в обиход новую парадигму, порывавшую с тогдашними традициями: скрытие файловой системы от пользователя. Это дизайнерское решение горячо обсуждается и по сей день, но оно послужило упрощению устройства, сделало его дружелюбнее по отношению к пользователю. Тем не менее, можно сказать, что различные уровни абстракции, которые она иногда требует, могут отталкивать (приходит на ум невозможность присоединить файл к ответному письму электронной почты). Другие ограничения, — например, отсутствие возможности менять сигнал уведомлений, — сводили с ума, так как они доступны даже на самой простой трубке.

Наконец, iOS 1.0 представила новый рабочий стол iPhon’a под названием SpringBoard. Нажатие на центральную кнопку всегда возвращало вас на него, вне зависимости от того, в какой части iOS вы находились. На Springboard были также располагался простой (пока еще нерегулируемый) набор иконок. Даже сейчас он не поддерживает никакие виджеты или настройку «окружающей среды» — настройки, которые уже давно включили конкуренты вроде Windows Phone или Android.

В сравнительной таблице «возможностей» ОС вроде Windows Mobile побили бы iPhone почти в каждой клетке. Но когда дело доходит до фактической практичности, хотя, никакого соревнования не было. Мне не нужно говорить вам, которая платформа оказалась важнее в долгосрочной перспективе.

Обновление iOS 1.0
Эволюция iOS. Часть 1
Три месяца спустя после релиза первого айфона, Apple выпустила первое большое обновление для своего мобильного устройства — iOS 1.1.1. Оно стало известным по нескольким причинам. Во-первых, оно установило стандарт для выпуска больших новых версий iOS одновременно с новыми устройствами — в том случае, с первым iPod Touch. Оно также определило, что Apple будет непрерывно обновлять iOS новыми версиями и новыми возможностями, и что эти программные обновления будут настолько предложены всей линейке iOS-продуктов, насколько это возможно. Только с двумя девайсами было бы несправедливо приписывать Apple предотвращение фрагментации iOS на ранней стадии его развития, но прецедент имел место быть.

По сути, обновление несло в себе только одно главное нововведение: iTunes Wi-Fi Music Store. Это позволяло приобретать пользователям музыку прямо на свои айфоны, но это было также первым из многих примером того, как новые возможности iPhone могут стать предметом беспокойства мобильного оператора AT&T. Как заметно из его имени, тот магазин работал только через Wi-Fi.

Обновление 1.1.1 также добавило поддержку ТВ-выхода и настройку ярлыков при двойном нажатии кнопки «Домой», представляющую собой первое из многих последующих изменений, которые Apple внес в поведение этой кнопки в следующие несколько лет.

В свою очередь, обновление iOS 1.1.3 добавило возможности перенастройки положения иконок основного экрана и добавления новых ярлыков к веб-страницам. В Apple их назвали «Веб-клипами», и несмотря на то, что новый функционал был оценен, он главным образом служил как напоминание того, что приложение для SDK (Software Development Kit, Комплект Разработки ПО — Applemix) все еще отсутствует. Я отчетливо помню, что в то время главным ощущением по отношению к iPhone была смесь нетерпения и волнения. Нетерпение — потому, что мы могли ясно видеть нереализованный потенциал платформы iOS, а волнение из-за, что мы уже были обучены тому, что Apple регулярно выпускает обновление для своей мобильной платформы. В то время о каждом обновлении для iOS говорили «Наконец-то!», потому что многим из них чего-то недоставало и потому, что Apple продемонстрировала свою способность доставлять. Родных приложений для iOS тогда еще не было, но все, казалось, знают, что они появятся, причем, в ближайшее время.

Эволюция iOS. Часть 2
Эволюция iOS. Часть 3

Ответить

Пожалуйста введите ваш комментарий
Пожалуйста введите имя